Эстония в ближайшем будущем может обойтись без закупок газа

99
 

Из открытых источников известно, что Эстония потребляла в 2021 году примерно 5 ТВт в энергетическом эквиваленте или 476 миллионов кубометров природного газа в год. Согласно заявлению премьер-министра Эстонии Каи Каллас, правительство планирует в рамках снижения зависимости от внешних поставок энергетических ресурсов уменьшить потребление газа в стране до 4 ТВт в энергетическом эквиваленте или до 381 миллиона кубометров природного газа в год.
Несмотря на довольно значительное сокращение потребления, нужда Эстонии в «голубом топливе» все равно остается очень большой, а это означает по-прежнему сохранение серьезной зависимости страны от внешних поставок.
В то же самое время Эстония обладает вполне реальными ресурсами, позволяющими уже сейчас производить собственное газообразное топливо в количестве, покрывающем до 70 процентов ее потребности – а в перспективе и до 100. Речь идет о существующих и строящихся эстонских производственных мощностях по выделению из горючего сланца жидких и газообразных продуктов пиролиза.
Сланец — наше все
Хотя в Эстонии за всю историю сланцепереработки добыто уже более миллиарда тонн, практически столько же осталось в качестве так называемых активных запасов. Всего же в нашей стране насчитывается 4,8 миллиарда тонн горючего сланца. В Северо-Восточной Эстонии находятся два основных его месторождения, причем наиболее богатые, толщиной до 3 метров, залегают между Раквере и Нарвой. Это Эстонское месторождение, на котором сланец извлекают как в шахтах, так и открытым способом, в карьерах. Второе месторождение, в Тапа, пока не разрабатывается, так как в нем сланец и качеством похуже, и к тому же расположен глубже.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что не имея собственных месторождений нефти и газа, Эстония в то же время благодаря залежам сланца обладает уникальной возможностью производить собственное жидкие и газообразные топлива. Уже давно доказано, что нефть и природный газ образовались именно из сланца, который, в свою очередь, сформировался 450 миллионов лет назад за счет донных накопления мельчайших одноклеточных существ (в основном водорослей и зоопланктона), в неисчислимых количествах размножавшихся в мелководных теплых морях. Эти органические отложения миллионы лет накапливались в минеральных осадках, за счет тектонических процессов опускались вглубь земли, и там постепенно под воздействием большого давления и высокой температуры превращались в нефть и природный газ, которые собирались в естественных пустотах земной коры.
В случае эстонских сланцев по капризу природы их опускания в большие глубины не произошло, и нефть с газом из него не получились. Зато это научились делать наши специалисты.
В настоящее время в Эстонии есть несколько промышленных производств этого направления. В составе государственной компании Eesti Energia работают два завода Enefit 140 и один завод Enefit 280, использующих технологию твердого теплоносителя. Это государственная собственность, которая сегодня сегодня успешно функционирует. Более того, принято решение о строительстве еще одного завода Enefit 280, уже идет его строительство и через год-полтора, скорее всего, он будет введен в эксплуатацию. Тогда у Eesti Energia будут работать уже четыре завода. Эти заводы перерабатывают сланец, производя нефтеподобное сланцевое масло и так называемый полукоксовый газ, который можно использовать в качестве высококалорийного топлива.
Топить печи можно и ассигнациями…
Что это дает в плане перспектив производства горючего газа из сланца? Немного данных от Александра Кайдалова, специалиста, практически всю трудовую жизнь, 40 лет, посвятивших освоению и промышленному развитию установок с твердым теплоносителем в Эстонии. Он сообщает, что два завода Enefit 140 практически при работе в течение 80 процентов годового времени могут производить суммарно около 70 млн нормальных кубометров полукоксового газа в год. И до 79 млн нормальных кубометров газа может произвести завод Enefit 280.
Таким образом, около 149 млн кубометров топливного газа в год (или порядка 1,79 ТВт в энергетическом эквиваленте) произведут только три существующих завода Enefit.
Когда скоро введут в эксплуатацию следующий Enefit 280, то добавится еще около 79 млн нормальных кубометров газа, и в итоге его будут производить на государственном предприятии в объеме около 228 млн кубометров. (или порядка 2,74 ТВт в энергетическом эквиваленте). А это уже около 69 процентов от заявленного премьер-министром плана потребления. Но и это еще не все.
– В Эстонии есть еще частные предприятия, которые занимаются переработкой горючего сланца теми же методами, но в ином аппаратурном оформлении. Они уже сегодня дополнительно выпускают приблизительно аналогичный топливный газ в энергетическом эквиваленте равный 1,83 ТВт в год, – говорит Александр Кайдалов.
Таким образом, считает специалист, в итоге уже сегодня государственные производственные мощности ЕЕ могут обеспечить потребности Эстонии топливным газом в общем объеме примерно 1,79 ТВт или около 45 процентов от обозначенного плана. А с пуском второго завода Enefit 280 его количество в энергетическом эквиваленте может достигнуть 2,74 ТВт или около 65 процентов от обозначенного плана.
При дополнительном учете производимого уже сегодня топливного газа от частных предприятий – таких как VKG и KKT, в энергетическом эквиваленте 1,83 ТВт в год – Эстония сегодня располагает суммарно порядка 3,62Т Вт и с вводом в эксплуатацию второго Enefit 280 будет располагать 4,57 ТВт топливного газа.
Может показаться, что это цифра «притянута за уши», чтобы соответствовала указаниям правительства, но расчет сделан на официально известных показателях, так что цифры вполне точны. А это означает, что Эстония может вполне сама себя обеспечивать газовым топливом. К великому сожалению, сегодня весь производимый в Эстонии полукоксовый газ сжигается в топках на самих производствах. Как тут не вспомнить слова Д.М. Менделеева «Топить печь можно и ассигнациями»…
Пока без бытовых потребителей
При всем этом надо учесть, напоминает Александр Кайдалов, что полукоксовый газ установок с твердым теплоносителем по теплотворной способности на 10-15 процентов выше, чем природный, за счет большего содержания, помимо метана, других горючих компонентов.
– Поскольку он выделяет больше тепла на единицу объема, чем природный газ, то и расход при сжигании в топках и котлах его будет меньше импортируемого газообразного топлива примерно на 12-14 процентов, – говорит он. – Здесь следует сразу же оговориться, что из-за более сложного состава полукоксового газа у него, соответственно, и другая плотность, и несколько другие физические характеристики, в отличие от природного, поэтому мы предполагаем первоначальное его использование не в бытовых целях, а лишь в производственных условиях — в котельных, на заводах и так далее.
По данным 2016 года для нужд домохозяйств Эстонии требовалось всего 14 процентов общего потребления газа в Эстонии, тогда как промышленность и энергосектор забирали вместе 64 процента, а сектор публичных услуг и бизнеса – 19. На сегодняшний день, скорее всего, домашнее потребление газа еще более снизилось из-за очень большого роста его стоимости и, как результат, серьезных мер экономии.
Мешает сера — но это исправимо
Основной показатель, который не позволяет сегодня сразу же отправить полукоксовый газ в промышленность и котельные, — это присутствие в нем соединений серы, в основном в виде сероводорода, которого может быть от одного до 0,9 до максимум 2 объемных процента.
Нежелательно также наличие в нем кислых газов – СО и СО2.
– Но в современных условиях удаление этих компонентов проблемой отнюдь не является, – уверен Кайдалов. – Перед строительством первой установки Enefit280 была проведена большая работа по исследованию этой задачи. В итоге по заказу Eesti Energia в 2008 году ведущими специалистами в этой области из международной компании была выполнена технико-экономическая оценка промышленного удаления сероводорода из полукоксового газа установок с твердым теплоносителем, причем несколькими методами. По всем методам производителями были даны технические гарантии и получены ценовые предложения. Оценка стоимости оказалась вполне приемлемой для условий нынешнего производства, и эти технологии могут быть внедрены достаточно быстро. Скажем только, что при сроке возврата инвестиций на капитальное строительство в 10 лет дополнительные затраты на очистку от сероводорода тогда составляли к стоимости одного кубометра газа всего около 5 сентов. Разумеется, эти цифры необходимо будет уточнить по состоянию на сегодняшний день, но есть уверенность в том, что они существенно не вырастут. Кроме того, в мире сегодня существует много и других промышленных методов очистки от сернистых соединений, помимо вышеупомянутых. Важно, что после извлечения сернистых соединений очищенный газ вполне можно будет отправлять и бытовым потребителям.
Проблем транспортировки и использования на местах производимого в Эстонии полукоксового газа, как считает Кайдалов, также не предвидится.
– Его можно будет без особых сложностей переводить в сжиженное состояние и доставлять потребителям, – говорит специалист. – Разумеется, для хранения и перевода снова в газообразное состояние перед употреблением необходимо будет обзаводится специальным оборудованием, но современный рынок легко решает эти задачи.
Нужен особый подход государства
Таким образом, экономические и технологические вопросы решаются довольно легко. Но вот серьезным препятствием для широкого использования полукоксового газа, а значит, и возможности без тяжелых проблем выйти из мирового энергокризиса, обеспечив энергетическую независимость Эстонии, являются принятые в ЕС условия так называемого «зеленого перехода». Согласно им, наша страна обязана уменьшать и затем и вовсе прекратить использование фоссильных топлив (к которым относится и горючий сланец) и топливных продуктов из них.
Поэтому к вопросу ликвидации газовой зависимости от внешнего снабжения за счет собственных ресурсов правительство Эстонии должно подойти со всей серьезностью, учитывая прежде всего защиту интересов собственной страны и ее населения.
Немного истории
В хорошем обзоре Эрки Таммиксаара «Основные черты развития сланцеперерабатывающей промышленности в Эстонии» подробно рассказывается о том, как широко использовался газ термической переработки горючего сланца в прошлом.
Приведем лишь несколько цитат:
«5 ноября 1948 года в Кохтла-Ярве был построен первый 46-камерный завод по производству сланцевого газа. В это же время сланцевый газ начали качать в Ленинград по недавно построенному трубопроводу. К нему относились как цех по очистке газа, так и восемь произведенных американской фирмой «Clark» компрессоров с давлением в 50 атмосфер, чтобы сланцевый газ был чистым и доходил до Ленинграда с необходимым давлением… …В 1949 году запустили второй печной блок газовой фабрики, а в 1951 – уже третий. Весной 1953 года сланцевый газ достиг Таллинна… …В первые годы после строительства трубопровода, бытовой газ, который использовался, прежде всего, на промышленных предприятиях и частных хозяйствах Ленинграда… …Этот завод проработал до 1987 года. Начиная с 1960-х годов, произведенный из сланца бытовой газ поступал в смешанном с природным газом виде, в основном, эстонским потребителям, так как Ленинград в то время получал уже только природный газ»…
Иван ПЕТРОВ
На фото: Начало стройки еще одного завода Enefit 280