В пятницу, 23 мая, в нарвском арт-клубе «Rо-Rо» министр образования и науки Евгений Осиновский в неформальной обстановке встретился с нарвской молодежью, чтобы ответить на их вопросы. Среди присутствующих были двенадцатиклассники, студенты и уже давно окончившие свое обучение молодые люди. Не смотря на то, что иной раз присутствующие задавали каверзные вопросы, в целом встреча прошла в дружественной обстановке.
Самые актуальные вопросы нарвской молодёжи и ответы министра были успешно зафиксированы корреспондентом портала TEMA.EE:
– Касательно нашего региона, понимаем, что вы министр образования, но видите ли вы какие-либо улучшения в последнее время? Ведь если честно, несмотря на то, что мы живем в Эстонии, она от нас и мы от неё «далеко» – процент эстоноязычных граждан здесь составляет всего 2,8% от общего количества жителей. А ведь наш регион является очень важным, например, все энергоресурсы добываются здесь.
Евгений Осиновский:
Это лишь одна из важных сфер этого региона. Но, если говорить со стороны образования, то Ида-Вирумаа в этом смысле в очень хорошем положении. В уезде находятся два крупных колледжа: в Нарве и в Кохтла-Ярве. Не в одном другом уезде, кроме Харьюмаа и Тартумаа, подобного нет.
Если мы посмотрим на ситуацию в остальных региональных колледжах, то в скором времени может встать вопрос об их сокращении. Так как количество учащихся у нас стремительно снижается, а содержать колледжи крайне сложно с экономической точки зрения, но ректоры Тартуского университета и директор Таллинского технического университета говорят, что два колледжа, которые у них в любом случае останутся, находятся в Ида-Вирумаа. У них есть четкий профиль, поэтому возможности профильного образования здесь определенно лучше, нежели в любом другом месте Эстонии, не считая, конечно, Таллинна и Тарту.
Кроме этого, я, как министр образования, полностью поддерживаю то, чем занимается здесь Катри Райк. Сейчас есть планы расширить спектр специальностей, которые преподаются в НКТУ, добавив профессиональное образование в сфере IT.
В любом случае, тот потенциал, который связан с энергетикой, добычей сланца, сланцевой химией, мы реализуем. В Кохтла-Ярве в 2018 году мы открываем гимназию, которая будет тесно сотрудничать с колледжем в Кохтла-Ярве, то есть это будет техническое образование. В принципе, мы могли бы сделать это и в Нарве, связав образование с теми предметами, которые преподаются в НКТУ, но кажется, что нарвские власти не заинтересованы в подобном развитии.
– И в чем заинтересованы нарвские власти?
Е.О.: Мне очень сложно понять логику всех этих движений, поскольку сейчас у нас есть готовность полностью преобразовать систему в следующие семь лет. Объединить все гимназии в одну государственную. Тогда мы готовы пересмотреть и школьную сеть на уровне основной школы, и отремонтировать оставшиеся. Но, кажется, что политической воли принимать такие решения у нарвских властей нет. Поэтому, боюсь, Нарва останется без инвестиций, но это уже не мне решать.
– Имеете ли Вы какое-либо влияние на местное самоуправление, принимают ли представители города Ваши суждения?
Е.О.: Во-первых, учебная программа является государственной, здесь министерство однозначно контролирует школы. Что касается реорганизации школ, то мы уже давно озвучиваем наши предложения. Мы готовы инвестировать очень серьезную сумму денег в нарвскую школьную сеть, и такую сумму, что местное самоуправление вряд ли когда-либо сможет что-либо подобное выделить. И это, вероятнее всего, последняя настолько серьезная возможность инвестиции в сферу образования Нарвы, так как период европейского финансирования заканчивается в 2020 году, и такой возможности уже не будет. Но есть один момент, мы выделяем средства на каждую школу из расчета 32 ученика в классе, так как в Нарве среднее количество учеников в классе составляет 16 человек, то автоматически местная власть должна доплачивать за каждого гимназиста, который в школе не учится. Как они смогут это делать… пока видно из того, что больше половины Нарвского бюджета идет образование. Например, в Кохтла-Ярве эта часть бюджета составляет менее 40%, а в Тарту 35%.
– Не будет ли благом объединить все нарвские гимназические ступени на базе какой-нибудь одной школы? В принципе, уже сами гимназисты обсуждают этот вопрос, говорят о том, что хотелось бы сохранить, что важно.
Е.О.: Я считаю, что это абсолютно разумно. Это именно то направление, которое сейчас везде нами проводится. У нас во всех уездах, кроме Ляяне-Вирумаа (Раквере и Курессааре), Таллина, где тоже такие же проблемы, как и в Нарве, государственные гимназии либо уже готовы, либо находятся в процессе строительства. Процесс везде идет. С нашей стороны это выглядит так: мы инвестируем в реновацию школы, строим чистую государственную гимназию, а местное самоуправление берет на себя обязательства закрыть все остальные гимназические ступени, которые существуют в городе.
– Что будет с учителями, которые преподают в этих гимназиях?
Е.О.: Если мы сегодня решим, что будем в Нарве строить государственную гимназию, то она откроется в лучшем случае к 1 сентября 2018 года. К этому времени около 20% учителей в Нарве уйдут на пенсию, в этом смысле, за собой это не повлечет никакие увольнения. Но с нашей точки зрения — это разумно, так как это повысит качество гимназического образования. Школа будет исключительно гимназической ступенью, учителя будут работать с конкретной возрастной группой, они специально для этого обучаются. Если сейчас в Нарве около 700 гимназистов и семь гимназий, то мы объединяем их в одну гимназию, и тут мы уже можем давать больше дополнительных предметов, больше дополнительных направлений, больше сосредоточиться на гимназической ступени. Например, в Вильянди большая школа, в которой семь различных направлений. Здесь ни одна гимназия такого предоставить не может, потому что у них просто не хватает учеников для этого.
Для основных же школ это означает, что в классах произойдет разделение. Если сейчас многие дети поступают в одну школу и с первого по двенадцатый класс просто проскакивают, то при той системе, ученики уже будут задумываться, что им сделать логичнее: пойти в десятый класс или все же поступить в профессиональное училище, и получить образование, которое больше подходит для них.
– Если все же сделают единую гимназию, то обучение будет проходить только на эстонском?
Е.О.: Нет, Закон позволяет чтобы это происходило в пропорции 60 на 40.
– Недавно Тунне Келам высказал свое предложение о переносе Академии внутренних дел в Нарву. Имеет ли это смысл?
Е.О.: Тунне Келам является членом партии IRL, что очень странно, так как они были у власти три года, и никакого решения по этому поводу не было принято. Наши коалиционные партнеры говорят, что решения не было, так как IRL сами этого не хотели. Но 3 июня Комиссия по культуре назначила обсуждение этого вопроса, и Рийгикогу будет обсуждать этот вопрос. Я, в принципе, поддерживаю, и считаю, что это разумно. Финансово это немного дороже, чем некоторые другие варианты. Но главный вопрос в том, что сама школа жутко против. На мой взгляд, здесь нужно просто проявить политическую волю и сделать…
– Сейчас рабочая группа, созданная вами, ведет проверку русских школ. Встретили ли вы какой-либо отпор или все проходит спокойно?
Е.О.: Мы не хотели создавать впечатление, что это какая-то государственная проверка. Иначе школы либо нас не пустят, либо будут заниматься чем-то непонятным. Пусть эта группа спокойно ходит, смотрит. Потом обсудим.
– А вы осознаете то, что у нас уроки проходят совершенно не так, как когда на них присутствуют члены рабочей группы? У нас комиссия была на уроке географии, который всегда проходит в диком шуме, и учитель всегда говорит на русском, хотя предмет должен преподаваться на эстонском. Когда приехала комиссия, в классе была абсолютная тишина и учитель постоянно говорил на эстонском. При этом рабочая группа делает выводы, что уроки проходят идеально, а на самом деле это не так.
Е.О.: Если вы думаете, что специалисты, которые приезжают в школу не понимают, что там происходит, то это не так. Когда они сидят и видят, что целый час идет процесс, в котором ученики не принимают участия, то это сразу видно. На самом деле, в общих чертах мы понимаем и знаем, что происходит в школах.
Конечно, это не все вопросы, которые были заданы господину Осиновскому на встрече с молодежью. Министр рассказал также, что в ближайшем будущем Министерство образования и науки будет стремиться усовершенствовать учебные программы, опираясь на массовость дигитальных технологий: «Благодаря засилью гаджетов, электронных образовательных программ и доступности интернета нынешнее качество эстонского образование можно сравнить с образованием XIX века. Это также отражается и на языковом обучении».
Кроме того, на уровне высшего образования, особенно со степенью бакалавра, существует проблема с практической частью. Так, заканчивая свое профессиональное образование, бывшие студенты выпускаются из ВУЗов Эстонии совершенно неподготовленными к работе. Например, бакалавры в IT сфере, обучаясь три года, к практике приступают только на третьем курсе. При этом, заканчивая ВУЗ, многие студенты не могут найти работу только из-за того, что не владеют специальностью практически. Данную ситуацию можно исправить, поступив на магистерскую степень, но иной раз у молодежи нет возможности сделать это по материальным или жизненным причинам.
Присутствующие на встрече также узнали, что нынешнего министра образования не устраивает система экзаменов, которая показывает лишь «вызубренность» предмета, но не мотивацию абитуриентов при поступлении в ВУЗы.
Валерия Шершунова / Нарвский инфопортал ТЕМА.ЕЕ
Фото: Валерия Шершунова и Евгений Андронников
Фото галерея ТЕМА.ЕЕ с мероприятия:
- Злость
- Радость
- Гордость
- Печаль
- Удивление
- Безразличие