23 года назад, в автокатастрофе, на 35-м километре трассы «Слока – Талси» погиб Виктор Цой: легенда русского рока и лидер группы «Кино».
В Нарве, ежегодно, в канун даты его гибели, проходит мероприятие «Вечер памяти Виктора Цоя», в котором принимают участие рок-команды из Нарвы и Силламяэ: Cosmo, Mora, Legenda и Vavilon. В этом году состав групп сократился, и в концерте, который проходил в арт-клубе «Ро-ро» 16 августа, вспоминали Виктора Робертовича без участия группы Legenda.
По признанию одного из присутствовавших на вечере участников, владелец арт-клуба Роман Бойко был приятно удивлен, тому количеству народа, что пришло на мероприятие. Кстати, не смотря на то, что вечер для Нарвы уже стал давно традиционным, его организаторы постоянно друг друга меняют. Например, в этом году основной движущей силой в предварительной организаторской деятельности стала группа Vavilon.
Когда организация Вечера ложится на плечи группы Vavilon, то я беру организацию изначально на себя, — признается вокалист и гитарист группы Сергей Белов. — У меня уже маленькие наработки, я знаю, что должно быть на сцене, каким должен быть визуальный и видео ряд. Сам берусь, и получается, в принципе, хорошо. Были года, когда меня лично не устраивало мероприятие, было много накладок, народ откровенно скучал, а я в свою очередь стараюсь, чтобы такого не происходило. Любое мероприятие должно быть атмосферным. Если задался целью сделать вечер памяти Виктора Цоя, то соответственно надо и дух подать соответствующий. Чтобы каждый, кто пришел на мероприятие, знал чему оно посвящено. Никакой грусти здесь не должно быть, да это Вечер памяти, но спросите каждого, его никто по-настоящему не похоронил, кто-то сказал – «Цой не умер, вышел покурить», кто-то до сих пор пишет на заборах «Цой-жив». Я считаю это главный лозунг – «Цой жив».
Евгений Рогов, практически несменяемый конферансье данных мероприятий делится своими мнениями о предыдущих сезонах:
Мы проводили мероприятие на разных площадках: в Женеве, в больших залах, но наверное, это были всё же не самые лучшие форматы. Здесь не надо прогресса, народ здесь: посмотри вокруг — и это самое главное. Для кого-то это ностальгия и молодость, а кто-то здесь просто так.
Вокалист группы Mora Евгений Косоротов:
Это конечно немного грустный повод, люди вспоминают, но все, кто исполняют его песни на сцене, стараются быть искренними, также как и люди, которые приходят нам подпеть. Единственное, для чего это все организуется – повспоминать Цоя вместе.
Но, не смотря на печальный повод, «Ро-ро» был битком заполнен веселящимися людьми, которые подпевали выступающим, танцевали, общались, да и вообще вели себя, как на обычном рок-концерте, без капли скорби или печали в глазах и на лицах.
Портал TEMA.EE задал вопрос участникам групп и некоторым из гостей мероприятия:
В чем же феномен Виктора Цоя: почему прошло столько лет после его смерти, но его, до сих пор, помнят и чтят, и при этом сегодня на вечере никто не скорбит, хотя повод у мероприятия достаточно печальный?
Ольга:
Потому что это был такой человек, его творчество не позволяет в этот вечер плакать. Поэтому мы все здесь веселимся. Хотя песни у него грустные, но так случилось. Его песни до сих пор актуальны, время никуда не уходит. То, что он пел в 90х годах, и сейчас происходит в нашей жизни.
Василий Зарецкий (вокалист и гитарист группы Cosmo):
Сегодня все пьют и веселятся, так как это давно было, все уже забыли, что это печальный день. Нынче это повод всем собраться, послушать песни Цоя, выпить, вспомнить. Феномен в его творчестве и песнях. Может быть, кому-то он нравится чисто визуально, своей харизмой, добротой.
Сергей Белов:
Почему все должны плакать? Он жив, в сердцах в головах, в песнях. Пока о человеке помнят – он жив, память — она обуславливает. Скорее даже, не в нем феноменальное, больше даже то, что другого более интересного не появилось со времен его ухода. А феномен – простые песни, доходчиво, понятно, каждый для себя видит что-то для себя в его песнях, каждый берет для себя что-то. Он сам по себе открытие, не зарыл талант, вовремя открыл и показал его миру.
Анна:
Потому что Цой — позитивная личность. Говорят же: «Цой-жив». И действительно, он оставил огромный пласт своего искусства: доступный, светлый, понятный каждому человеку. Поэтому сегодня в «Ро-ро» аншлаг. Тема самая народная, а люди любят себя в творчестве Цоя. Каждому оно доступно. Кроме того, группы, которые сегодня выступают, творчество Цоя представляют в своей интерпретации. Насчет энергетики музыки и слов – ощущение, будто мы в лагере хиппи, где царит любовь и дружба, поэтому о какой скорби может идти речь, когда настолько позитивная роль у его творчества.
Михаил Мещеряков:
Вообще артиста хоронят под аплодисменты, и это ни как не стыкуется с общим представлением о том, что все должны стенать и плакать. Нормальный артист работает всю свою жизнь, чтобы доставлять людям радость и удовольствие, похоронили, поплакали.
Евгений Косоротов:
Потому что мы вспоминаем песни Виктора, да с ним случалась трагедия, но песни его живут всегда. Он эталон искренности, мелодизма. Поэтому все чувствуют себя хорошо. Он близок большинству людей, молодежи. Трудно найти человека, который бы его не любил, я не говорю о фанатизме. Виктор занял такую нишу, которую можно назвать классической – она всегда актуальна. Она может волновать абсолютно разные слои народа.
Евгений Рогов:
Потому что такие люди как Цой, когда уходят, все равно остаются вместе с нами. Можно привести в пример разные религии – реинкарнации, следующие жизни, вот он точно из этой ТЕМЫ. Он все равно здесь и никуда он от нас не денется. Есть же народность, где на похоронах танцуют и поют песни, потому что там лучше будет, поэтому мы все делаем правильно.
Надежда:
В глубине сердца люди плачут, может это не совсем печаль, а радость. Прежде всего, человек был и есть, и родился. Горечь утраты – да. Но гораздо больше радость существования его в этом мире. Поэтому глупо не радоваться в этот день — человек существовал.
Журналисты портала TEMA.EE заранее поинтересовались также мнениями и тех людей, кто изначально не собирался посещать данное мероприятие. Так, например, Анатолий Щура, дирижер Нарвского симфонического оркестра, в этот день намеревался быть на Ратушной площади, где проходил концерт оркестра Kanazawa из Японии.
Анатолий Щура:
Я не могу сказать ничего плохого об этом мероприятии. Я считаю, что если есть любители и поклонники это музыки, а тем более если в Нарве есть коллективы, которые могут спеть хотя бы несколько песен, то это хорошо, тем более, если кто-то приходит и слушает – это самое важное. Не все мне в творчестве Цоя нравится, но я могу сказать, что это талантливое явление, он запоминается сразу. Он отличим, он нашел свое лицо и показал себя тогда, когда он был очень нужен. Смотрите, прошло время, и интерес к нему не иссякает. Я вообще за любое культурное мероприятие в Нарве, чем больше их будет, тем лучше. Но больше меня интересует, чтобы было больше серьезных программ: камерной, классической музыки. Но у нас не хватает сейчас зала, который был бы в центре города и соответствовал всем условиям, в котором можно было бы давать классические, камерные, театральные программы, как в Йыхви. Почему к нам не едут театры, а едут только антрепризы без декораций, потому что у нас нет возможностей для их выступления. Мне кажется, это самая большая проблема сейчас. Йыхви нас уже в этом плане обогнало. У нас очень душевные люди, они откликаются на все, но, к сожалению, то количество концертов, что у нас есть — это очень мало.
О вечере памяти Виктора Цоя рассуждает также и Борис Паршин, нарвский музыкант, педагог, создатель и руководитель музыкальных коллективов молодых музыкантов:
Я понимаю, что Виктор Цой был очень популярен в свое время, и сейчас остается таким, мне трудно судить об этом. Мне его музыка не близка. Я его слышал, но меня его музыка не производит никакого впечатление, поэтому мое мнение очень субъективное. Я не могу сказать, что не надо проводить такие мероприятия или надо. Наверное, кому-то это надо, для тех многих людей, которые являются поклонниками творчества Виктора Цоя. Я не отношусь к их числу. Но в тоже время, я думаю, что в городе должны быть разнообразные мероприятия. Многие говорят, что я зациклен на джазе, но я ни сколько не зациклен, я не против другой музыки, я многое слушаю, но к Цою у меня отношение такое – он меня не задел. Я уважаю его творчество, именно как человека, который что-то сделал в этой области. У меня нет отторжения, но и нет приятия, чтобы я послушал Цоя, и мне стало хорошо на душе от его музыки или текстов.
Если продолжать рассуждать о близости творчества Цоя народу, о вкладе, который Виктор оставил в истории, то можно ведь найти и припомнить и других музыкантов подобного масштаба, причём, как зарубежных так и отечественных. Но тогда, встаёт резонный вопрос:
Почему же в Нарве, из подобного плана мероприятий устраивается лишь вечер памяти Виктора Цоя, но, например, не проводится вечер памяти Владимира Высоцкого?
Василий Зарецкий:
В Нарве не устраивают другие вечера памяти, потому что нет такого большого количества ценителей, например, того же Высоцкого. Цой, все же, популярный. Целое поколение выросло на нём. Высоцкий был раньше, и люди которые его слушают, уже переросли подобного плана тусовки. У Цоя, вдобавок, еще и достаточно молодежные песни.
Сергей Белов:
Это сложный вопрос. Лично я являюсь поклонником группы «Кино» с детских лет, поэтому я считаю своим долгом участвовать в этом вечере, я должен это делать, пока я сам помню. Что касается Владимира Семеновича, или других личностей: да они достойны вечеров памяти, но, во-первых, каждому свое, и я лично выбрал Виктора Цоя, но также с удовольствием слушаю Высоцкого. Я думаю, что у меня получиться сыграть Высоцкого, а тем более сделать какой-то вечер. Я ближе к рок-н-ролу, но я ни сколько не умаляю славы Высоцкого и других личностей.
Михаил Мещеряков:
Не знаю, наверно потому что его легче всего играть.
Евгений Рогов:
Я сегодня спрашивал много об этом. Помимо Цоя, люди говорят о Майке Науменко, «Горшке», Летове, Саше Башлачове. Сегодня многие не могли найти ответа – почему именно Цой. Самый популярный ответ был: «Он попал в нужное время, в нем что-то есть» и прочее. Конечно, да. Но не знаю вечер памяти кого, если брать русский рок. Высоцкий? Это уже другое поколение, это уже далеко. Уже, кстати, и Цоя молодые девчонки и ребята не знают. Они слушают западную музыку, и я считаю, это нормально. Сейчас буду крамольные вещи говорить: у Цоя, вроде бы, и тексты — фигня, и музыка – два аккорда, но берет он совершенно другим!
Надежда:
Город Нарва – город хорошей энергии, поэтому люди в городе Нарва мыслят и чувствуют правильно, без искажений. Цой – человек, который очень ёмкими фразами умел вызвать очень сильный катарсис у людей, поэтому люди инстинктивно двигаются в нужном направлении.
Вот такие мнения нам посчастливилось услышать в этот прекрасный летний вечер, 16-го августа.
Валерия Шершунова, ТЕМА.ЕЕ
Для тех же из Вас, кому не посчастливилось побывать на мероприятии, мы рекомендуем к просмотру пилотный выпуск программы «Без Названия / Акваланг» от нашего канала TEMA TV, а также фотогалерею Анны Чистоделовой:
Просим также высказать своё мнение в опросе:

- Злость
- Радость
- Гордость
- Печаль
- Удивление
- Безразличие